9 мая 2016 г.

История нашего караванинга. «ТЕРЕМОК»

...«Терем-теремок, кто в тереме живет?» — невольно вырвалось у меня, когда я увидел на уютной лесной опушке маленький, удивительно симпатичный домик, на стене которого красивой русской вязью было написано: «Теремок». Ответ последовал незамедлительно: папа — инженер, мама — журналист, трое детей и собака Жучка. Заходите, гостем будете, места и вам хватит!

Отказаться по вполне понятным причинам было просто нельзя. Когда я переступил порог, домик слегка качнулся, словно он стоял не на суше, а на воде. Почувствовав мое удивление, хозяин сказал: «Это потому, что мы еще не подвели под «Теремок» козелки. Сейчас он стоит на собственных колесах, а подвеска очень мягкая, вот домик и качается, как на волнах. Ведь наш «Теремок» на колесах, он же прицепная дача к автомобилю «Москвич-407».


Интерьер «Теремка» по планировке и качеству оформления мог смело соперничать с автомобильным или самолетным салоном самого высокого класса! Здесь была компактная газовая плита на две конфорки, две стационарные и одна откидная спальная койка, удобный столик посредине, радиоприемник и телевизор типа «Юность». А в стенах и даже на потолке можно было заметить множество встроенных ящиков, ящичков и полочек, куда, по-видимому, убирались необходимые в путешествии вещи. Во всем чувствовался вкус проектировщика и высокое мастерство исполнителя. Я не стал задавать много вопросов хозяину «Теремка» — инженеру Роману Юрьевичу Чернецу, а попросил его прислать описание своей прицепной дачи и ее чертежи в редакцию. Сегодня мы можем познакомить наших читателей с конструкцией «Теремка».

* * *

В отличие от многих других типов прицепных дач «Теремок» имеет цельноклееный из березового шпона бескаркасный кузов, после выклейки усиленный ребрами жесткости и вставным полом из фанеры толщиной 12 мм. Габаритные размеры кузова: 3500X1900X2100 мм, что позволяет человеку нормального роста находиться внутри, не испытывая никаких неудобств (рис. 1). Оконные коробки склеены из фанеры толщиной 10 мм. В проем вставлены алюминиевые полоски толщиной 2,5 мм — для установки резиновых уплотнителей при остеклении. Дверная коробка — из сосновых брусков 30 X 30 мм, вклеенных в кузов (до выпиливания проемов!). Дверь — двойная: наружный слой — фанера толщиной 10 мм, внутренний — 3 мм, между ними — слой пенопласта толщиной 30 мм. Навесы врезаны в бруски коробки. Внутренняя поверхность кузова оклеена пенопластом марки ПХВ-1 толщиной 16 мм, лицевой внутренний слой стен покрыт линкрустом, потолок — плотной бумагой, пол — линолеумом. Стены кухонного отсека оклеены синтетической плиткой. Электропроводка — скрытая в толще пенопласта.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КУЗОВА

Для выклейки кузова была сделана секционная разборная форма-болван из досок и фанеры (рис. 2). Закругленные поверхности сопряжения плоскостей изготовлялись из гипса. После зачистки на поверхность формы наклеено несколько слоев оберточной бумаги. Последний слой покрыт парафином и служит разделительным при выклейке. Кузов выклеивался в два этапа: сначала — верхняя, затем — нижняя часть, после чего половинки склеивались по поясному ребру жесткости. Последовательность наложения слоев такова: первый слой — марля, затем шпон, нарезанный на полоски размером 500X50X0,8 мм, на казеиновом клею, в четыре слоя внахлест под углом 30—60°. Каждые 0,5 м2 наложенного шпона прижимались к форме полосками из фанеры 500X20X4 мм и «мухами», которые прибивались временно гвоздями 25X1 мм и удерживались до полного высыхания клея, для чего при комнатной температуре требуется 24 часа. Затем планки и «мухи» снимались, наклеивался второй слой шпона, после него — третий и четвертый. Промежуточные слои подчищались рашпилем в тех местах, где по тем или иным причинам образовывались неровности, морщины и тому подобные дефекты. После наклейки последнего слоя поверхность зачищалась и оклеивалась тканью. По окончании выклейки и полного высыхания кузова в течение нескольких суток в него вклеивались рамки оконных и дверных проемов, после чего сами проемы вырезались узкой пилой-ножовкой. Делать наоборот (то есть сначала вырезать проемы, а потом вклеивать рамки) не рекомендуется, так как возможно трудноисправимое коробление оболочки кузова. Углы оконных и дверных проемов после зачистки дополнительно оклеиваются полосками ткани.

Пол формовался отдельно, из полос фанеры толщиной 4 мм, в три слоя на клею, окантовывался бруском 50 X 50 мм и вклеивался в «юбку» кузова. При наличии высококачественной фанеры толщиной 12 мм дно может быть изготовлено в один слой.

Встроенная мебель выполнена из деревянных брусков и фанеры, с использованием для отделки орехового шпона и цветного пластика.

Кухонный комплект состоит из стола с ящиками для продуктов, посуды, мусорного ведра и мелких хозяйственных предметов. В поверхность столешницы встроены: двухконфорочная газовая плита и мойка (пластмассовый тазик). Газовые баллоны размещены под столом, водяной бачок у потолка.

ОБОРУДОВАНИЕ

В соответствии с техническими условиями на изготовление прицепов «Теремок» имеет всю необходимую электросигнализацию с питанием от автомобиля-тягача: а) фонари, стоп, повороты и габариты от автомобиля «Жигули»; б) стекла верхних габаритных огней спереди и сзади от автомобиля «Волга» М-24; о) фонарь освещения номерного знака от автомобиля «Запорожец»; г) катафоты спереди и сзади треугольной формы от грузовых автоприцепов; д) освещение салона — двумя плафонами от автомобиля «Победа». Схема показана на рисунке 4.

ВНЕШНЯЯ ОТДЕЛКА

Поверхность кузова грунтуется, шпаклюется и окрашивается синтетическими эмалями в цвет машины-тягача. Нижнюю часть желательно красить в более темные тона, верхнюю — в светлые. Над окнами и над дверью устанавливаются водостоки из алюминия, нержавеющей стали (или готовые — с аварийных автомашин). Эмблема — накладная, из фанеры толщиной 10 мм.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

При изготовлении ходовой части использована принципиальная схема хребтового прицепа для перевозки лодки или катера (рис. 3). Конструкция состоит из основной рамы-ложа, сваренной из балок П-образного или коробчатого сечения (могут быть также использованы стальные трубы Ø60—80 мм), перекладин, дышла с кронштейном и сцепного устройства. Два трапециевидных рычага поперечной подвески (от инвалидной мотоколяски) закреплены шарнирно в проушинах рамы резьбовыми пальцами, проходящими через резиновые втулки; реактивные рычаги служат для гашения вибраций, возникающих при движении.

Рычаги подвески опираются на пружинно-гидравлические амортизаторы, взятые от мотоцикла «Восход» или «Ява». Они устанавливаются попарно с каждой стороны. Колеса в сборе с дисками — от мотоколяски СЗА (размер 5—10).

Кузов крепится к раме ходовой части десятью 8-мм болтами с шайбами большого размера.

Р. ЧЕРНЕЦ, инженер, г. Электросталь

Рис. 1. Прицеп «Теремок»: А — вид сбоку слева (справа двери нет), Б — вид спереди, В — вид сверху; Г — вид сзади; пунктиром показан вариант формы верхней части.


Рис. 2. Конструкция болвана для выклейки кузова: 1 — боковая панель (фанера или доски), 2 — углы (прямые) из фанеры, 3 — углы двойной кривизны из гипса, 4 — крышевая панель (фанера с загибом на борта), 5 — панель скошенной части кузова (фанера с загибом на крышу) 6 — торцовая панель (фанера с загибом на борта), 7 — бруски каркаса.

Рис. 3. Конструкция тележки. А — общая компоновка: 1 — замок сцепного устройства под шар Ø50 мм, 2 — страховочная цепь, 3 — передняя опора днища кузова, 4 — разъем электросистемы, 5 — запасное колесо на кронштейне, 6 — скоба крепления опоры в походном положении, 7 — опора дышла в стояночном положении, 8 — боковая опора днища кузова, 9 — поперечный коробчатый лонжерон рамы, 10 — траверса крепления амортизаторов, 11 — дышло, 12 — болт сайлент-блока подвески переднего качающегося рычага, 13 — щека передних сайлент-блоков, 14 — амортизатор подвески, 15 — передний качающийся рычаг, 16 — колесо (шина 5x10), 17 — качающийся рычаг полуоси, 18 — болт сайлент-блока, 19 — щека задних сайлент-блоков. Б — узел крепления рычага подвески к коробчатому лонжерону: 1 — коробчатый лонжерон, 2 — проушина рычага, 3 — болт сайлент-блока, 4 — рычаг, 5 — щека, 6 — резиновый вкладыш. В — верхний узел крепления спаренных амортизаторов к траверсе: 1 — траверса, 2 — шпилька М10, 3 — ушко крепления шпильки, 4 — амортизатор. Г — полуось и ступица колеса: 1 — резьбовой хвостовик полуоси, 2 — подшипник наружный, 3 — ступица, 4 — фланец крепления диска колеса, 5 — подшипник внутренний, 6 — ушко крепления амортизаторов, 7 — шпилька крепления диска колеса, 8 — сальник, 9 — сварка, 10 — качающийся рычаг подвески. Д — нижний узел крепления спаренных амортизаторов к качающемуся рычагу подвески: 1 — амортизатор, 2 — сайлент-блок, 3 — шпилька М10, 4 — рычаг подвески.

Pис. 4. Схема электропроводки и подключения к электросистеме автомобиля: 1 — провода к электросистеме автомобиля, 2 — разъем четырехконтактный, 3 — габаритные огни передние, 4 — выключатель кухонной лампы, 5 — кухонная лампа, 6 — потолочный плафон, 7 — выключатель плафона, 8 — выключатель настольной лампы, 9 — настольная лампа, 10 — 13 — соединительные колодки, 11 — задние фонари (габарит, указатель поворотов, стоп-сигнал), 12 — фонарь освещения номерного знака, 14 — общий выключатель внутренних потребителей тока; схема предусматривает общую массу.

Источник: "Моделист-Конструктор" 1973, №6

Путешествуйте!

Комментариев нет:

Отправить комментарий